Суббота, Октябрь 19
Минск 17°C
Брест 18°C
Гродно 16°C
Витебск 15°C
Гомель 20°C

Питной мёд, продукт алкогольной ферментации мёда, разведённого в воде, считается самым древним алкогольным напитком в истории человечества. Его первые археологические следы в Китае имеют возраст около 9 000 лет, а теоретически, как утверждают антропологи, человек мог впервые попробовать питной мёд даже 14 000 лет назад: собранный древними предками мёд диких пчёл мог самопроизвольно забродить, например, в результате внезапного ливня, и случайно получившийся напиток впервые познакомил человека со вкусом алкоголя.

Для древних славян и балтов – наших непосредственных предков — питной мёд, наряду с пивом, был одним их 2-х единственно доступных алкогольных напитков на протяжении многих веков. Гораздо позже появились импортное вино и ещё позже – крепкий алкоголь («вино горелое»). Это отражено и в древнерусской поговорке: «Мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». В средние века «медовые братства» — объединения горожан, варивших мёд вскладчину – стали прообразами ремесленных цехов. Приготовление и совместное потребление питного мёда по праздникам было важным общественным ритуалом, сплачивавшим горожан и в определённой степени сдерживающим пьянство. Питной мёд из Великого княжества Литовского имел высокую репутацию в Европе. Его описание есть даже на первой подробной карте ВКЛ  — «Радзивилловской», составленной под патронажем несвижской линии рода Радзивиллов, изданной в 1613 г. в Амстердаме.

Но с появлением водки питной мёд начал постепенно сдавать позиции. В 19 веке его положение было окончательно подорвано налоговой политикой Российской империи, налогами и административными правилами стимулировавшей потребление водки, в ущерб более лёгким традиционным напиткам. После революции 1917 г. медоварение в Беларуси прекратилось окончательно, хотя  в Польше и Литве оно существует по сей день.

В начале 21 века Воложинский район стал в авангарде стихийно зародившегося движения по возрождению древнего напитка. Многие пчеловоды, стремясь к наибольшему разнообразию своей продукции, обратились к забытой технологии медоварения и достигли в этом значительных успехов. Можно назвать имена Василия Квача, Александра Хаврюка, Юрия Щёголева и другие. Часть из них объединена в Потребительский кооператив «Воложинские гостинцы», который стремится популяризовать древний напиток, обладающий глубоким символизмом, важный в истории национальной культуры и вряд ли способный вызвать алкоголизм. Воложинские меда неоднократно участвовали в сравнительных дегустациях вместе с украинскими и польскими,  и неизменно добивались высокой оценки качества. В августе 2019 г. на усадьбе «Мир пчёл» прошёл общебелорусский смотр-конкурс питных медов, на котором воложинцы – члены кооператива «Воложинские гостинцы», — заняли основные призовые места. К тому же основная часть участников смотра-конкурса была, кроме Воложинского, из смежных районов – Дзержинского, Столбцовского, Молодеченского. Так что можно говорить о том, что даже географически район находится в центре возрождения традиции белорусского медоварения.  Потенциально интересным может быть позиционирование всего региона Налибокской пущи как центра традиции медоварения, в силу древних традиций бортничества, присущих Пуще с незапамятных времён.

92n

Этому движению, на сегодняшний день, мешает отсутствие нормативной базы, которая бы давала возможность пчеловодам производить питной мёд легально, даже в дегустационных количествах, при условии, например, регистрации агроусадьбы. Медовары-любители Украины добились недавно права варить в крестьянских хозяйствах с зарегистрированными пасеками до 700 л питного мёда в год. В Польше и Литве питной мёд вообще производится в промышленных объёмах. Беларусь на сегодня искусственно лишена важного исторического национального продукта, а Воложинский район – заслуженной доли славы как авангарда его современного возрождения.

Потребительский кооператив «Воложинские гостинцы» выступает за легализацию любительского производства питного мёда для зарегистрированных пчеловодов, при условии соблюдения надлежащих технологических, санитарно-гигиенических и др. производственных условий и ответственной культуры потребления; а также за внесение региональной традиции производства этого напитка в официальный государственный Список нематериального культурного наследия Беларуси.

 

Александр Белый, и.о. председателя правления Потребительского кооператива по развитию агроэкотуризма «Воложинские гостинцы».

Поделиться

Оставить комментарий:

Войти с помощью: