Пятница, 19 апреля
Минск 4°C
Брест 10°C
Гродно 8°C
Витебск 1°C
Гомель 4°C

Проблема сохранения биологического разнообразия многие годы является одним  из направлений международного сотрудничества. С 9 по 13 июля в Монреале (Канада) более 1000 делегатов из почти 200 стран мира обсуждали планы спасения биоразнообразия на планете. Опасность проникновения чужеродных видов и распространения синтетической биологии, биопиратство и генная инженерия.

Данные исследований свидетельствуют: биоразнообразие планеты – количество видов растений и животных – стремительно сокращается. В Докладе о глобальных рисках, представленном на Всемирном экономическом форуме, утрата биоразнообразия значится в качестве одного из десяти крупнейших глобальных рисков.

Воздействовать на эту проблему международное сообщество уже четверть века стремится в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) – международного соглашения, к которому присоединились 197 стран, в том числе и Россия, ратифицировавшая этот документ в 1995 году.

На очередную встречу сторон Конвенции о биоразнообразии – 22-е заседание ВОНТТК и 2-е совещание Вспомогательного органа по осуществлению – страны собрались для обновления основ глобальной системы биоразнообразия после 2020 года и формирования глобальной концепции к 2050-му.

По словам исполнительного секретаря Конвенции Кристианы Палмер, мероприятие «является важными шагом в нашем путешествии к достижению концепции 2050 года – «Конвенции о жизни в гармонии с природой», в которой биоразнообразие должным образом оценивается, сохраняется, восстанавливается и разумно используется, исходя из целей поддержки здоровья планеты и преимуществ для всех ее обитателей».

В рамках мероприятия в Монреале официальные делегации, представители науки и гражданского общества обсуждали экосистемные подходы, подходы к оценке экосистемных услуг, оценку и управление рисками, а также то, как сделать национальные программы по биоразнообразию более эффективными.

Важным событием стало подписание меморандума о сотрудничестве между секретариатами Конвенции о биологическом разнообразии и Международной сельскохозяйственной организацией (FAO). Основное внимание в документе уделяется совместной деятельности в области генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.

Биоразнообразие в процентах

Ключевой вопрос, стоящий перед сторонами Конвенции о биоразнообразии – построение более амбициозных планов по достижению так называемых «целей Айти» в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия.

В 2010 году стороны Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) приняли Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы, рассчитанные на 10 лет. В их рамках все государства и другие субъекты деятельности будут принимать меры к сохранению биоразнообразия и обеспечиваемых им выгод для людей. В рамках этого плана было принято 20 амбициозных целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти.

К примеру, 11-я целевая задача Айти по сохранению биоразнообразия направлена ​​на то, чтобы «к 2020 году не менее 17% наземных и внутренних водных ресурсов и 10% прибрежных и морских районов, особенно районов, имеющих особое значение для биоразнообразия и экосистемных услуг, должны сохраниться в рамках экологически репрезентативной и хорошо скоординированной системы охраняемых районов, а также интегрированы в местные ландшафты и пейзаж».

Правительства всех стран – участниц КБР, в том числе и Россия, взяли на себя обязательство установить национальные целевые задачи в поддержку целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти. В национальных стратегиях и планах действий по сохранению биоразнообразия каждой страны должны быть отражены способы, которыми страна намеревается осуществлять цели КБР, а также конкретные меры, которые она намеревается предпринимать.

Пираты с микроскопом

Конвенция по биоразнообразию имеет три основные цели: сохранение биологического разнообразия, использование его компонентов на принципах устойчивого развития и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Появление последней цели вызвано необходимостью борьбы с проблемой биопиратства, получившей, по мнению экспертов ООН, широкое распространение в мире.

Свойства многих видов растений и животных являются ценными для использования в фармацевтике, косметике и парфюмерии, а также в сельском хозяйстве. Эти свойства очень давно известны народам, проживающим на территории распространения этих видов. Представители западных компаний путешествуют по странам Азии, Африки и Латинской Америки с целью осуществления совершенно бесплатного сбора образцов флоры и фауны, а также сведений об их полезных качествах у местного населения. Спустя некоторое время на полках магазинов, аптек и сувенирных лавок можно найти недешевую продукцию, изготовленную на основе этих знаний и приносящую выгоду многим, но не коренным народам. Например, розовый катарантус, родиной которого является Мадагаскар,  успешно использовался местными жителями в лекарственных целях. Американская фармацевтическая компания получила патент на использование этого растения для лечения диабета и рака.  На сегодняшний день в области фармацевтических препаратов 10 стран владеют 90% патентов, связанных с биологическим разнообразием морской среды.

Подобную практику патентования и использования в коммерческих целях  различных знаний о свойствах биологических видов, которые являются традиционными знаниями аборигенных культур, без разрешения представителей этих культур и без выплаты им компенсации называют «биопиратством».

По оценкам экспертов, три четверти компонентов, используемых сегодня в лекарственных препаратах, попали в поле зрение исследователей из-за их успешного применения в традиционной медицине. Совершенно ясно, что использование генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний приносит колоссальные доходы производителям лекарств, но не народам-владельцам этих знаний. Решить эти проблемы призван Нагойский протокол.

В Нагойском протоколе заложена основа для обеспечения четкой правовой определенности и прозрачности при взаимодействии стран, поставляющих генетические ресурсы, включая биотехнологии, и тех, кто их использует.

Искусственная эволюция

На конференции в Монреале был сделан экспертный доклад, в котором приведена оценка того, какие последствия для биоразнообразия и обитателей планеты будет иметь синтетическая биология С новое направление в биологии, которое занимается созданием совершенно новых генов, не существующих в природе.

Сторонники этого направления утверждают, что оно способно осчастливить человечество, так как позволяет получать биотопливо из водорослей, вырабатывать электричество при помощи бактерий, создавать синтетические вакцины, а также может повысить продуктивность и устойчивость выращиваемых растений и животных.

Однако синтетическая биология не смогла получить однозначной оценки участников монреальской конференции: помимо практических результатов этого ответвления биологии существует этический вопрос: есть ли у человека право на реализацию искусственной эволюции – в миллионы раз более стремительной, чем естественный эволюционный процесс. «При этом у человечества нет достаточного уровня предвидения последствий», говорят эксперты. Это значит, что использование подобных методов может привести к непредвиденным последствиям. Именно этический момент и необходимость предосторожности были предметом горячих дискуссий на встрече.

Голоса коренных народов

Одним из наиболее важных пунктов международного соглашения о биоразнообразии в последние годы стал «учет голосов» представителей коренных народов при принятии важных решений. Какое отношение имеют коренные народы к биоразнообразию, не очевидно только на первый взгляд. Но именно территории их традиционного проживания также нередко являются и местом обитания редких исчезающих, зачастую эндемичных видов, которые нуждаются в охране, также как и экологичные традиции местных общин.

По мнению Полины Шулбаевой, координатора процесса участия в Конвенции о биологическом разнообразии от коренных народов России, из всех международных документов, по которым велись переговоры, с момента принятия в сентябре 2007 г. Декларации ООН о правах коренных народов, Нагойский протокол стал первым международным соглашением, имеющим особое значение для коренных народов и местных общин. В частности в Протоколе содержатся положения о традиционных знаниях, связанных с генетическими ресурсами, которыми владеют коренные народы и местные общины.

Любые переговоры с коренными народами должны идти на доступном и понятном для них языке в соответствии с «Элементами кодекса этического поведения Тгаривейиери», заявляют эксперты и отмечают, что положительным фактом является то, что под влиянием Нагойского протокола развивается диалог между корпорациями и коренными народами.

В Монреале в рамках конференции Глобальной лесной коалиции собрались представители более ста коренных народов. Они призвали политиков признать и поддержать усилия по сохранению местных общин.

«Наши оценки показывают, что, когда общины самоорганизуются для управления своими территориями и районами, их усилия по сохранению могут быть более устойчивыми, более эффективными и вносить больший вклад в повышение благосостояния, чем только государственные административные меры, – говорит Симона Ловера из Глобальной лесной коалиции (GFC). – Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы находить и поддерживать такие инициативы».

Представители гражданских организаций отметили большое количество угроз нетронутым территориям со стороны добывающих отраслей, в частности компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых.

Управлять океанами

«Обезлесение и неустойчивое земледелие лишают планету лесов, а разрушительные практики в рыболовстве ограничивают возможность устойчивого управления нашими океанами», – заявляют участники конференции Конвенции о биоразнообразии.

Мы подсчитали, что от 10 до 12% мирового населения полагается на рыбные ресурсы рек и морей как основной источник существования. Это свидетельствует о том, насколько важно поддерживать рыболовство», – говорит Мануэль Баранж, директор отдела политики и ресурсов в области рыболовства и аквакультуры FAO.

Согласно оценкам Организации Объединенных Наций, мировое население, по прогнозам, возрастет с 7,6 млрд человек сегодня до 10 млрд к 2050-му. Мировой спрос на продовольствие, по оценкам ученых, вырастет на 50%. Эти процессы негативно скажутся на окружающей среде – морях, реках, почве и биоразнообразии, говорят эксперты.

«Время мировых лесов заканчивается, их общая площадь с каждым днем стремительно сокращается, – говорится в отчете «Состояние мировых лесов». – Кроме того, обезлесение является основной причиной изменения климата, поскольку способность лесов улавливать углерод уменьшается по мере их утраты». Авторы доклада предупреждают, что избежать негативных последствий для планеты и ее жителей можно только прекратив сведение лесных массивов и восстанавливая деградированные леса.

«Леса, моря, озера и водные пути являются важнейшей средой для нашей здоровой жизни, а для миллионов людей – для их существования и выживания. Недооценка важности их сохранения и регулирования их управления более устойчивым образом может стать роковой ошибкой», – уверены эксперты.

Биологические мигранты

Одной из постоянных тем обсуждения и проблемой, которую пытаются взять под контроль в рамках Конвенции о биоразнообразии, являются чужеродные (инвазивные) виды. В современном мире люди и грузы очень быстро перемещаются между странами и континентами. Вместе с ними переносятся и семена растений. Попадая в новые, подходящие по климату места обитания, эти растения активно размножаются, так как естественных врагов у них там практически никогда не находится. Из-за высокой плодовитости и отсутствия опасных для них паразитов и травоядных виды-пришельцы с большой скоростью продвигаются по новым территориям и меняют баланс экосистем. Они изменяют природные экосистемы, наносят большой экономический ущерб и могут причинить серьёзный вред здоровью человека. То же справедливо и для животных видов.

Так, российские ученые впервые создали список самых опасных, поселившихся на территории нашей страны инвазивных видов. В нем почти 1,5 тысячи пунктов: от канадских бобров и енотовидных собак до малоразличимых мелких рачков, которые едва не извели крымских устриц, а также цианобактерий, которые могут отравить человека.

Ботаники из России, Чехии, Австрии, Германии и Китая обработали данные о встречаемости 354 чужеродных и быстро распространяющихся видов растений в 45 регионах России.

Распространенность опасных сорняков и «агрессивных» деревьев изучали на территории Хабаровского края, Магаданской области, Республики Хакасия, Мурманской области, Республики Северная Осетия-Алания, Нижегородской области, Республики Башкортостан, Волгоградской области и практически всех регионов Центральной России. Ученые выяснили, что суммарно в этих регионах 354 вида-пришельца. Из них 277 встречаются в европейской части России, 70 характерны для Сибири, а 79 растут на Дальнем Востоке. Некоторые растения распространились на все названные крупные территории или хотя бы на две из них. В среднем в одном субъекте федерации обитает около 30 инвазивных видов.

Россия: пятый национальный

Одним из способов отчетности в рамках Конвенции о биоразнообразии являются национальные доклады. За время участия в международном соглашении Россия подготовила пять докладов, последний из них вышел в 2015 году.

В последнем, пятом документе отмечено, что «в последние годы принято значительное количество государственных стратегий и государственных программ по долгосрочному развитию, в том числе различных секторов экономики, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия: сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, транспортного и энергетического сектора, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, туризма. Все они в той или иной форме учитывают вопросы сохранения биоразнообразия и ориентированы на устойчивое развитие…»

Как следует из доклада, большинство субъектов Российской Федерации приняли стратегии регионального развития до 2020 или 2030 г. Важным шагом развития механизмов планирования в области сохранения биоразнообразия стало принятие Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 гг., включающей подпрограмму «Биологическое разнообразие России».

В разделе доклада «Процесс создания нового Национального стратегического плана действий по сохранению биоразнообразия…» в ней формулируются национальные задачи, скоординированные с глобальными задачами, принятыми в Айти.

Однако, по словам автора доклада, ситуацию по достижению Целей развития тысячелетия в России можно охарактеризовать как «неоднородную, включающую как несомненные достижения (снижение бедности, материнской и младенческой смертности), так и наличие острых проблем (загрязнение, отходы, деградация экосистем)».

При этом, по мнению экспертов, «развитие инновационной, энергоэффективной «зеленой» экономики, внедрение «зеленых» технологий, способствующих минимизации ущерба окружающей среде, выгодно с экологической и с экономической точек зрения. Экономический рост только тогда может быть обоснован, если между интересами экономики и задачей сбережения природы обеспечен разумный баланс, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Главной задачей для российской экономики на современном этапе является уход от сырьевой модели. Эта задача является центральной и в концепции «зеленой» экономики.

«Достижения в экологических и экономических научных исследованиях не внедряются в практику охраны природы, крайне редко используются эколого-экономические показатели в оценках последствий реализации крупных хозяйственных проектов, в стратегической экологической оценке планов и мегапроектов. «Позеленение» экономики России идет крайне медленными темпами. Научная поддержка мер по сохранению биоразнообразия России остается недостаточной. Координация, анализ и синтез на федеральном уровне осуществляются не в полной мере […] В ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша»,  – приходят к выводу авторы российского национального доклада.

Зеленый коридор для природы

Для сохранения редких видов и поддержания жизнеспособности их популяций в пределах ареалов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) недостаточно лишь сохранять изолированные друг от друга экосистемы: необходимо соединить их между собой «экологическими коридорами» со специальными режимами природопользования», считают представители Фонда дикой природы России (WWF).

Для сохранения видов, поддержания целостности и устойчивости экосистем, как утверждает WWF, будут созданы экологические сети – «эконеты» – охватывающие: на Дальнем Востоке – 16 млн га (30% мест обитания тигра и 55% – дальневосточного леопарда), в Алтае-Саянах – 10 млн га (25% мест обитания снежного барса и 38% – горного барана аргали), в Арктике – 90 млн га (15% арктических экосистем, включая 4% морских), на Кавказе – 1,08 млн га (29% горных экосистем), в странах Центральной Азии – 5 млн га (30% ареалов тигра, леопарда и гепарда).

«Мы знаем, что можем достичь реализации концепции «Жизнь в гармонии с природой», если мы обеспечим серьезные изменения в обществе, – говорит исполнительный секретарь Конвенции о биоразнообразии Кристиана Палмер. – Но для этого биоразнообразие должно быть поставлено в центр принятия экономических, социальных и политических решений. Усилия должны распространиться и на средства производства и потребления, и на переориентацию экономического пути развития в направлении устойчивости. Биоразнообразие – это не только основа жизни на Земле, но и источник средств к существованию и благополучию для многих людей. Выгоды от использования биоразнообразия должны распределяться на справедливой основе».

Автор: Ольга Подосенова

Источник, заглавное изображение: Vitor Esteves

Поделиться

Оставить комментарий:

Войти с помощью: